Технические условия размещения и крепления грузов  

10.1 При определении способов размещения и крепления груза должны наряду с его массой учитываться следующие силы и нагрузки:

– продольная инерционная сила, возникающая при движении в процессе разгона и торможения поезда, при соударении вагонов во время маневров и роспуске с сортировочных горок;

– поперечная инерционная сила, возникающая при движении вагона и при вписывании его в кривые и переходные участки пути;
– вертикальная инерционная сила, вызывающая ускорением при колебаниях движущегося вагона;
– ветровая нагрузка;
– сила трения.

Точкой приложения инерционных сил является центр тяжести груза (ЦТгр).
Точкой приложения ветровой нагрузки принимается геометрический центр наветренной поверхности груза. Направление действия ветровой нагрузки принимается перпендикулярным продольной плоскости симметрии вагона.
10.2 Определение инерционных сил и ветровой нагрузки, действующих на груз
10.2.1 Продольная инерционная сила Fпр определяется по следующей формуле:
Fпр = апр Qгр , тс, (3)
где апр - удельная продольная инерционная сила на 1 т массы груза, тс/т;
Qгр - масса груза, т.
Значения апр для конкретной массы груза определяются по формулам:
– при погрузке на одиночный вагон
Qгро (а22 - а94)
апр = а 22 - —————— , тс/т; (4)
72
– при погрузке на сцеп из двух грузонесущих вагонов
Qгрс (а44 - а188)
апр = а44 - —————— , тс/т; (5)
144
где Qгро - общая масса груза в вагоне, т; Qгрс - общая масса груза на сцепе, т;
а22, а94 , а44 , а188 - значения удельной продольной инерционной силы в зависимости от типа крепления и условий размещения груза (с опорой на один вагон, с опорой на два вагона) при массе брутто соответственно: одиночного вагона – 22 т и 94 т; сцепа двух грузонесущих вагонов – 44 т и 188 т
10.2.2 Поперечная инерционная сила Fп с учетом действия центробежной силы определяется по формуле:
Fп = ап Qгр, тс (6)
где ап, - удельная поперечная инерционная сила на 1 т массы груза, тс/т.
Для грузов с опорой на один вагон ап определяется по формуле:
0,44
ап = 0,33 + –––––– lгр, , тс/т, (7)

где lв - база вагона, мм; lгр - расстояние от ЦТгр до вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось вагона, мм.
Поперечная инерционная сила Fп рассчитывается для каждого отдельно расположенного по длине вагона грузового места (укрупненного грузового места, перемещение отдельных частей которого друг относительно друга исключено применением специальных средств).
Для длинномерных грузов, перевозимых на сцепах с опорой на два вагона, принимается ап = 0,40 тс/т.
10.2.3 Вертикальная инерционная сила Fв определяется по формуле:
Fв = ав Qгр, тс (8)
где ав - удельная вертикальная сила на 1 тонну массы груза кгс/т , которая определяется по формуле:
2,14
ав = 0,25 + к lгр + ———–, тс/т (9)
Qгро
При погрузке с опорой на один вагон принимают к = 5х10-6, с опорой на два вагона –к = 20х10-6. В случаях загрузки вагона грузом массой менее 10т принимают Qгро = 10 т.
10.2.4 Ветровая нагрузка Wп определяется по формуле:

Wп = 50 Sп, тс (10)
где Sп – площадь наветренной поверхности груза (проекции поверхности груза, выступающей за пределы продольных бортов платформы либо боковых стен полувагона, на вертикальную плоскость симметрии вагона), м2. Для грузов с цилиндрической поверхностью, ось которой расположена вдоль вагона, Sп принимается равной половине упомянутой площади.
10.3 Определение силы трения
10.3.1 Сила трения, действующая на груз, размещенный на однородной поверхности пола вагона, определяется по формулам:
– в продольном направлении:
Fтрпр = Qгр m, тс (11)
– в поперечном направлении:
Fтрп = Qгр m (1 - ав), тс, (12)

где m - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).
Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период – посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:
– дерево по дереву 0,45;
– сталь по дереву 0,40;
– сталь по стали 0,30;
– пакеты чушек свинца, цинка по дереву 0,37;
– пакеты отливок алюминия по дереву 0,38
– железобетон по дереву 0,55;
– вертикально устанавливаемые рулоны листовой
стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми)
торцами по дереву 0,61;
– пачки промасленной листовой стали по дереву 0,21;

В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном №-20-200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.
Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении №7 к настоящей главе.
Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при их размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.
10.3.2 Сила трения, действующая на груз, размещенный на платформе с деревометаллическим полом (рисунок 28),