Технические условия размещения и крепления грузов  

12 Методика проведения экспериментальной проверки проектов технических условий размещения грузов

12.1 Общие положения
12.1.1 Экспериментальная проверка включает три этапа:
 испытания на соударения (обязательный этап);
 поездные испытания. Проведение поездных испытаний способов размещения и крепления грузов с использованием многооборотных и инвентарных средств крепления является обязательным, в остальных случаях необходимость их проведения определяется комиссией;
 опытные перевозки (обязательный этап).
12.1.2 Основанием для проведения экспериментальной проверки проектов условий (ТУ, МТУ, НТУ – в случае использования многооборотных или инвентарных средств креп-ления) размещения и крепления грузов является решение (указание) органов, в компетен-цию которых входит утверждение ТУ, МТУ, НТУ (раздел 7 настоящей главы).
Этими органами устанавливаются состав комиссии, сроки и место (пути общего, необщего пользования) проведения экспериментальной проверки, порядок выделения и подачи предназначенных для проверки вагонов, контейнеров; определяется полигон (маршрут) для поездных испытаний, порядок сопровождения вагонов при поездных испы-таниях.
Решение о проведении экспериментальной проверки проекта ТУ, МТУ, НТУ при-нимается не позднее 30 суток со дня получения указанным органом проекта ТУ, МТУ, НТУ.
12.1.3 В состав комиссии наряду со специалистами подразделений органов, утвер-ждающих ТУ, МТУ, НТУ, включаются представители подразделений, контролирующих обеспечение безопасности движения поездов, представители разработчика ТУ, МТУ, НТУ, грузоотправителя и владельца инфраструктуры, на территории которого проводится экспе-риментальная проверка. Комиссию возглавляет представитель МПС России, ведающий вопросами грузовой и коммерческой работы.
Комиссия обеспечивает:
– контроль соответствия состояния груза, его размещения и крепления требова-ниям проекта ТУ, МТУ, НТУ;
– соблюдение порядка и условий проведения экспериментальной проверки;
– оформление актов о проведении соответствующих этапов экспериментальной проверки и заключения о надежности испытываемого способа размещения и крепления груза по проекту;
– разработку предложений по корректировке ТУ, МТУ, НТУ.
Срок реализации замечаний и предложений комиссии устанавливается по согласо-ванию с лицом, представившим проект ТУ, МТУ, НТУ на рассмотрение.
Этапность проведения экспериментальной проверки после реализации замечаний и предложений по корректировке ТУ, МТУ, НТУ определяется комиссией.
12.1.4 Экспериментальной проверке подвергаются от трех до пяти вагонов (либо сцепов, либо контейнеров), загруженных по проекту ТУ.
Экспериментальная проверка ТУ, МТУ, НТУ с применением многооборотных кре-пежных устройств должны проводиться по программам-методикам, разработанным для конкретного устройства и согласованным с органом, утверждающим соответственно ТУ, МТУ, НТУ.
12.1.5 Результаты этапов экспериментальной проверки отражаются в соответствую-щих актах. Рекомендуемые формы актов приведены в приложениях № 10-12 к настоящей главе.

12.2 Проведение испытаний на соударение
Подготовка к испытаниям включает в себя:
– размещение и крепление груза в вагоне, контейнере в соответствии с проектом ТУ, МТУ, НТУ (опытная погрузка);
– нанесение на груз и на вагон (контейнер) контрольных меток, фиксирующих началь-ное положение груза относительно вагона (контейнера). Контрольные метки должны быть нанесены в местах и способом, обеспечивающими их отчетливую различимость в процес-се испытаний.
Испытания на соударения одиночных вагонов или сцепов с опорой груза на один вагон проводятся на прямом участке пути.
Испытания на соударения сцепов с опорой на два вагона проводятся на прямом, а затем - на кривом участке пути радиусом кривой 300-400 м.
Соударения испытуемых вагонов производятся с группой неподвижно стоящих на пути загруженных до полной грузоподъемности инертным грузом (например, песок, ще-бень) полувагонов («стенкой»). «Стенка» должна состоять не менее чем из трех полуваго-нов. Вагоны «стенки» устанавливаются в конце контрольного участка пути в сцепленном состоянии, затормаживаются пневматическим тормозом. Первый полувагон со стороны соударения дополнительно затормаживается двумя тормозными башмаками. Контроль-ный участок предназначен для определения скорости соударения испытуемого вагона со «стенкой» и должен представлять собой прямолинейный горизонтальный отрезок пути длиной 10 м. Длина расчетного участка отсчитывается от оси автосцепки первого полува-гона «стенки».
На прямом участке пути проводят 12 соударений в следующей последовательно-сти:
– 4 соударения со скоростями от 4 до 5 км/ч;
– 3 соударения со скоростями от 5 до 6 км/ч;
– 2 соударение со скоростью от 6 до 7 км/ч;
– 1 соударение со скоростью от 7 до 8 км/ч;
– 2 соударения со скоростями от 8 до 9 км/ч.
На кривом участке проводится 10 соударений со скоростями от 4 до 8 км/ч.
При испытаниях сцепов с грузом, закрепленным неподвижно относительно одной из грузонесущих платформ, соударения проводят в обоих направлениях.
Соударениям подвергается каждый вагон или сцеп, погруженный по проекту ТУ, МТУ, НТУ. Испытуемый вагон или сцеп на достаточной длине пути перед контрольным участком разгоняется локомотивом до необходимой скорости и после расцепки накатыва-ется на вагоны «стенки». В случаях использования локомотива без устройства саморасце-па автосцепка разъединяется перед началом разгона. Для проведения данного вида испы-таний допускается использование специальных стендов горочного типа.
Скорость вагона перед соударением рассчитывается по формуле:
v=36/t, (103)
где t, - время прохождения контрольного участка свободно движущимся вагоном (сек). Время t замеряется секундомером.
Допускается по решению комиссии использование других способов определения скорости вагонов перед соударением (в том числе с использованием специального обору-дования).
После каждого соударения вагон (сцеп, контейнер), груз и все элементы крепления осматриваются членами комиссии.
Все замеченные дефекты в конструкции вагона (вагонов сцепа, контейнера), изме-нения положения груза, состояния элементов крепления фиксируются в акте. Сдвиг груза определяется по положению меток до и после соударения.
Если во время испытаний сдвиг груза или повреждение элементов крепления уг-рожает безопасности движения или сохранности груза и подвижного состава, испытания должны быть немедленно прекращены, о чем делается соответствующая запись в акте. Способ размещения и крепления груза считается выдержавшим испытания, если в резуль-тате 10 соударений (со скоростью до 8 км/ч) на прямом, а для сцепов – на прямом и кри-вом участках пути, реквизиты крепления груза не имели существенных дефектов, груз на-ходился в закрепленном состоянии, пригодном для транспортирования, а после соударе-ний со скоростью от 8 до 9 км/ч не зафиксировано повреждений вагона.
По результатам испытаний на соударения комиссия принимает решение о прове-дении последующих этапов экспериментальной проверки, при этом испытуемые вагоны могут быть полностью или частично перегружены, заменены все или некоторые элементы крепления. Результаты испытаний и выводы комиссии оформляются актом испытаний на соударение (приложение №9 к настоящей главе).

12.3 Проведение поездных испытаний
Поездные испытания проводятся с целью определения в реальных условиях дви-жения поезда надежности предусмотренного проектом ТУ, МТУ, НТУ способа размеще-ния и крепления груза.
На выбранном для проведения поездных испытаний полигоне должно быть не-сколько кривых участков пути радиусом 350 м, а также должны отсутствовать ограниче-ния скорости движения для грузовых поездов.
Поездные испытания проводятся в светлое время суток отдельным поездом, со-стоящим из локомотива, испытуемых вагонов, а также вагона, предназначенного для раз-мещения комиссии, который располагается непосредственно за локомотивом. При нали-чии возможности и соответствующего разрешения члены комиссии могут располагаться в задней кабине локомотива.
Поездные испытания должны включать в себя несколько поездок, в том числе со скоростью до 90 км/ч и со скоростью 110 км/ч. Дальность опытной перевозки вагонов со скоростью до 90 км/ч должен составить не менее 100 км, со скоростью 110 км/ч – не менее 60 км. Количество поездок, суммарный пробег при поездных испытаниях определяется решением комиссии.
В пути следования на железнодорожных станциях остановки поезда и в случае не-обходимости - на перегонах проводится осмотр состояния груза и его крепления. При об-наружении повреждений крепления груза, его смещения, угрожающих безопасности дви-жения, сохранности груза и подвижного состава, испытания должны быть немедленно прекращены. По результатам поездных испытаний комиссия принимает решение о прове-дении опытных перевозок. Результаты испытаний и выводы комиссии оформляются ак-том поездных испытаний (приложение №10 к настоящей главе).
Локомотивное депо, к которому приписан задействованный в испытаниях локомо-тив, по запросу комиссии предоставляет заверенную в установленном порядке расшиф-ровку скоростемерной ленты, которая приобщается к акту.

12.4 Проведение опытных перевозок
Опытные перевозки проводятся с целью проверки в реальных условиях перевозок надежности предусмотренного проектом ТУ, МТУ, НТУ способа размещения и крепления груза. Опытные вагоны включают в поезда на общих основаниях. Опытные перевозки мо-гут быть как однократными, так и, назначаемыми на определенный период - многократ-ными. Многократные опытные перевозки назначаются по усмотрению комиссии, напри-мер, в случаях недостаточной дальности однократной перевозки, для проверки надежно-сти способа крепления груза в зимних и летних условиях.
Общий пробег вагонов в процессе опытных перевозок должен составлять не менее 1500 км.
В правой верхней части лицевой стороны накладной на груз, отправляемый в опытную перевозку, делают отметки "Опытная перевозка". К накладной прикладывают акт опытной перевозки (приложение №11 к настоящей главе). Левая часть акта заполняет-ся и подписывается членами комиссии на железнодорожной станции отправления.
Необходимость сопровождения опытных вагонов, в том числе вагонов загружен-ных опытными контейнерами, в процессе опытных перевозок определяется комиссией.
Если опытная перевозка осуществляется с сопровождением, члены комиссии сис-тематически осматривают состояние груза и его крепление в пути следования. Результаты осмотров заносят в журнал опытной перевозки. Состояние груза и обнаруженные откло-нения от первоначального состояния, в том числе элементов крепления, вагона, характе-ризуется краткими четкими записями, например:
- «Частично выдернуты гвозди крепления бруска 1, брусок смещен на 10 мм в на-правлении…»;
- «ослабла растяжка 4»;
- «трещина в бруске 3 по линии забивки гвоздей».
Величина смещения груза при каждом осмотре измеряется от точки первоначаль-ного положения.
При обнаружении повреждения элементов крепления, сопровождающие члены ко-миссии, оценивают возможность дальнейшего следования вагона в составе поезда. Запись о пригодности вагона, контейнера с грузом заносится в графу 6 журнала.
При необходимости роспуска состава с опытными вагонами с сортировочных горок груз, крепление и вагоны осматривают в обязательном порядке перед роспуском и после него.
При опытных перевозках без сопровождения начальник железнодорожной станции отправления обязан дать телеграмму на станцию назначения о проведении комиссионной выгрузки.
На железнодорожной станции назначения производится выгрузка опытных вагонов под наблюдением перевозчика и представителя грузополучателя. Перед выгрузкой осмат-риваются груз и видимые элементы крепления груза в вагонах, а после выгрузки - произ-водится окончательная оценка состояния груза, вагона и элементов крепления. Перевоз-чик и представитель грузополучателя заполняют и подписывают правую часть акта опыт-ной перевозки. Акт опытной перевозки заполняется и подписывается в течение 3 суток со дня выгрузки и направляется в адрес органа, принявшего решение о проведении экспери-ментальной проверки ТУ, МТУ, НТУ.