Технические условия размещения и крепления грузов  

Глава 2 Размещение и крепление лесоматериалов


Раздел 1. Общие положения
1.1 В настоящей главе определены способы размещения и крепления непакетиро-ванных и пакетированных лесоматериалов (круглых лесоматериалов и пиломатериалов) в пределах основного и зонального габаритов погрузки.
1.2 Лесоматериалы размещают в полувагоне, на платформе одним либо несколь-кими штабелями по длине.
Допускается размещение лесоматериалов в полувагоне с открытыми дверями с од-ной либо с обеих его сторон при соблюдении требований конкретного способа размеще-ния и крепления. При этом выход лесоматериалов за наружную поверхность концевой балки с каждой стороны полувагона должен быть не более 400 мм.
Допускается совместная погрузка в один вагон штабелей различной длины. При этом штабели большей длины размещают в торцевых частях полувагона.
1.3 Штабель, сформированный из непакетированных и пакетированных лесомате-риалов, должен иметь в пределах высоты стоек прямоугольное поперечное сечение. Рас-положенная выше стоек часть штабеля («шапка»), должна иметь поперечное сечение, имеющее форму равносторонней трапеции, размеры которой ограничены очертанием верхней (суженной) части соответствующего габарита погрузки.
Не допускается использование суженной части габарита погрузки для размещения непакетированных лесоматериалов длиной менее 1,6 м, а также лесоматериалов с невысо-хшим покрытием (пропиткой), за исключением пропитанных шпал.
Формируемые в штабель круглые лесоматериалы должны быть одинаковой длины в пределах допусков, установленных нормативными документами на соответствующую продукцию. В прямоугольной части штабеля допускается размещение круглых лесомате-риалов, отличающихся толщиной не более чем на величину разности четырех смежных размеров в пределах допусков, установленных нормативными документами на соответст-вующую продукцию. В «шапке» штабеля допускается различие толщины круглых лесома-териалов не более чем на величину разности двух смежных размеров. Разность двух смежных размеров (градация) лесоматериалов составляет: при толщине до 140 мм вклю-чительно – 10 мм, при толщине свыше 140 мм – 20 мм.
Формируемые в штабель непакетированные пиломатериалы должны быть одной толщины в пределах допусков, установленных нормативными документами на пиломате-риал. Ширина штабеля должна быть равна расстоянию между противоположными стой-ками при условии плотной укладки пиломатериала. В случаях, когда расстояние между стойками не кратно ширине пиломатериала, зазоры между штабелем и стойками заполня-ют таким же пиломатериалом, установленным на ребро. Не допускается укладывать пи-ломатериал внахлест. Допускается формирование ярусов штабеля из пиломатериалов раз-личной длины за исключением двух верхних ярусов штабеля, а также двух ярусов, распо-ложенных непосредственно под прокладками, разделяющими штабель по высоте, и двух ярусов, расположенных непосредственно на прокладках. При этом пиломатериалы долж-ны быть уложены встык (без зазора по длине). Торцы штабеля должны быть выровнены. Каждый такой штабель должен быть огражден не менее чем двумя парами боковых стоек и обрешеткой. Обрешетку выполняют от верхней кромки боковых стен полувагона (бор-тов платформы) до верхнего обреза стоек из досок толщиной не менее 25 мм, либо горбы-ля толщиной не менее 30 мм, длиной не менее 3000 мм, которые закрепляют к стойкам со стороны штабеля вплотную друг к другу гвоздями длиной не менее 70 мм.
1.4 Штабели, сформированные из непакетированных и пакетированных лесомате-риалов, за исключением особо оговоренных в настоящей главе случаев, размещают на подкладках и разделяют по высоте на части прокладками. Для создания уклона крайних штабелей либо их частей к середине вагона применяют утолщенные подкладки или (и) прокладки, которые располагают со стороны наружных торцов крайних штабелей. Утол-щенные прокладки располагают между нижней и второй снизу частями штабелей. «Шап-ку» штабеля формируют на удлиненных прокладках.
Допускается в полувагонах штабели не разделять на части по высоте.
Каждый штабель из круглых лесоматериалов размещают на двух подкладках. Под-кладки располагают:
 при длине лесоматериалов от 1,6 до З,0 м включительно – на расстоянии от концов штабеля от 300 до 500 мм включительно;
 при длине лесоматериалов более 3,0 м – от 500до 800 мм включительно.
Каждый штабель из пиломатериалов размещают:
 длиной до 3,0 м включительно – на двух подкладках;
 длиной более 3,0 м – на трех подкладках.
Крайние подкладки должны быть расположены на расстоянии от 300 до 800 мм от торцов штабеля.
Прокладки должны располагаться горизонтально в одной вертикальной плоскости с подкладками, перпендикулярно продольной плоскости симметрии полувагона.
Подкладки и прокладки изготавливают из обрезного либо необрезного пиломате-риала сечением не менее: подкладки и прокладки – 50х150мм; утолщенные подкладки и прокладки – 130х150 мм, удлиненные прокладки – 75х150 мм. Длина подкладок должна быть равна внутренней ширине вагона. Длина прокладок должна быть не менее ширины штабеля. Длина удлиненных прокладок должна превышать ширину штабеля на величину от 150 до 200 мм включительно. При погрузке лесоматериалов с разделением штабеля по высоте на три части и более, прокладки под верхней частью должны быть изготовлены из обрезного пиломатериала. Допускается, за исключением особо оговоренных далее случа-ев, использовать для изготовления подкладок и прокладок деловой горбыль; при этом их минимальные по длине толщина и ширина должны быть не менее соответственно: 50 мм и 150 мм.
1.5 Каждый штабель, сформированный из непакетированных и пакетированных лесоматериалов, должен быть огражден стойками, изготовленными и установленными в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Применение стоек, изготовленных из пиломатериалов, не допускается. Стойки, ограждающие штабели из лесоматериалов, устанавливают таким образом, чтобы расстояние от крайних стоек до конца штабеля со-ставляло:
 для штабелей длиной до 3,0 м включительно – не менее 180 мм;
 для штабелей длиной более 3,0 м – не менее 250 мм.
Высота стоек над уровнем головки рельса должна быть не более:
– в полувагоне при размещении в пределах основного габарита погрузки – 4180 мм;
– в полувагоне при размещении в пределах зонального габарита погрузки – 4680 мм;
– на платформе при размещении в пределах основного габарита погрузки – 4100 мм;
Каждый штабель из лесоматериалов должен быть огражден не менее чем двумя па-рами стоек.
При размещении в полувагоне четырех и более штабелей допускается устанавли-вать стойки в стороне от лесных скоб. Такие стойки закрепляют на высоте расположения верхних лесных скоб и средних увязочных устройств (нижних лесных скоб) при помощи двух досок толщиной от 25 до 30 мм, шириной не менее 120 мм, закрепленных к лесным скобам проволокой диаметром не менее 3 мм в две нити либо к соседним стойкам, уста-новленным в лесные скобы, гвоздями длиной не менее 120 мм (рисунок 1). В полувагонах, оборудованных только верхними лесными скобами, все стойки на высоте от 300 до 400 мм от пола вагона должны быть скреплены досками толщиной от 25 до 30 мм включительно и шириной не менее 120 мм.
В полувагонах с открытыми дверями крайние пары стоек устанавливают в проме-жуток между торцами створок дверей и гранями угловых стоек кузова полувагона и увя-зывают в двух местах за петли дверных навесов.

Рисунок 1 – Установка стоек в полувагоне при количестве штабелей 4 и более

а – шесть штабелей; б – пять продольных штабелей и один по-перечный штабель; в – пять штабелей; г – четыре штабеля

1 – стойка; 2 – скрепляющая доска; 3 – проволочная увязка; 4- лесная скоба
Противоположные боковые стойки должны во всех случаях иметь верхнее скреп-ление, а при погрузке круглых или полукруглых лесоматериалов на платформы – допол-нительно среднее скрепление. Среднее скрепление должно устанавливаться:
– при разделении штабеля на две части по высоте – между частями;
– при разделении штабеля на три и более частей – между второй и третьей (сни-зу) частями.
Скрепление противоположных стоек выполняют с помощью многооборотных че-тырехзвенных и шестизвенных стяжек (рисунок 2).

а – четырехзвенная стяжка; б – шестизвенная стяжка
Большое ушко стяжки надевают на стойку и фиксируют его от смещения вдоль стойки двумя гвоздями длиной от 70 до 80 мм включительно, малое ушко крепят к проти-воположной стойке стяжкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в четыре нити. Про-волочную стяжку скручивают ломиком усилием одной руки (25 кгс) на плече 500 мм.
Допускается для скрепления противоположных стоек взамен четырехзвенных стя-жек применять стяжки из проволоки диаметром 6 мм (рисунок 3).

а – из двух нитей проволоки; б – из четырех нитей проволоки.
В этом случае число нитей проволоки в скреплении определяется по таблице 1.
Таблица 1

Шестизвенные стяжки (рисунок 2) применяют как средство крепления лесомате-риалов в вагоне.
1.6 Перевозка лесоматериалов с обледенением допускается исключительно в полу-вагонах. При этом высота погрузки должна быть меньше высоты боковых стен полувагона не менее чем на 100 мм.
1.7 Способы размещения лесоматериалов в полувагонах с глухим полом должны обеспечивать возможность механизированной выгрузки лесоматериалов грузополучате-лем.