Технические условия размещения и крепления грузов  

Гл.2.Р.7 Размещение и крепление древесины в хлыстах на специальных лесовозных платформах


7.1 Погрузка и крепление древе¬сины в хлыстах (дерево с обрублен¬ными сучьями) длиной 10—24 м производятся на специальных лесовозных плат¬формах грузоподъемностью 56 т и дли¬ной по осям автосцепки 25 080 мм.
Для закрепления хлыстов в верхней части несъемных металлических верти¬кальных стоек, жестко закрепленных на раме платформы, имеются поворот¬ные кронштейны (рисунок 69) или цепи (рисунок 70).

Рисунок 69
1 – вертикальные стойки; 2 – поворотные кронштейны; 3 – постоянные поперечные подкладки (гребенки); 4 – гвозди; 5 – прокладки тросовые (деревянные)

Рисунок 70
1 – вертикальные стойки; 2 – прокладки деревянные (тросовые); 3 – стягивающие цепи; 4 – постоянные поперечные подкладки (гребенки); 5 – запирающее устройство

После завершения погрузки, а также после разгрузки поворотные крон¬штейны должны быть установлены в среднее положение (в пределах габа¬рита погрузки) и зафиксированы так, чтобы исключалась возможность их самопроизвольного поворота в пути следования.
Поворот и фиксирование кронштей¬на (рисунок 71) в определенном положе¬нии осуществляются с помощью ворот¬ка, вставляемого в отверстие горизонтальной оси валика механизма по¬ворота. При повороте рычага подни¬мают Г-образный кронштейн и одно¬временно поворачивают его на 100°.

Рисунок 71
1 – вороток; 2 – рычаги; 3 – валик; 4 - кронштейн


Цепи противоположных стоек после загрузки и разгрузки платформы долж¬ны быть соединены между собой имею¬щимся на их концах специальным за¬пирающим устройством (рисунок 70).
Для более устойчивого размещения хлыстов между каждой парой стоек установлены поперечные несъемные подкладки в виде металлических гре¬бенок.
7.2 Хлысты размещают на по¬перечные подкладки (гребенки) в один штабель с разделением на две—четы¬ре пачки. Штабель располагают сим¬метрично относительно поперечной и продольной плоскостей симметрии платформы. Выход штабеля хлы¬стов за концевую балку платформы до¬пускается не более 300 мм.
Размеры штабеля приведены на рисунках 69 и 70.
7.3 Хлысты на платформе распо¬лагают поштучно или пачками так, чтобы в штабеле половина комлей была в одну сторону, а половина в другую (враскомлевку).
Разность высот погруженного шта¬беля, замеренная по его концам и посе¬редине, не должна превышать 300 мм.
Возвышение хлыстов над стойками или кронштейнами не допускается. Каждый хлыст, уложенный на платформу у стоек, должен быть ограничен не ме¬нее чем тремя стойками. Выход кон¬цов этих хлыстов за стойки или поворотные кронштейны в продольном направлении должен быть не менее 1 м.
Укладка хлыстов, особенно в торцовой (комлевой) части, должна быть плотной, чтобы исключалась возможность выхода отдельных единиц хлыстов из штабеля в процессе перевозки и обеспечивалось полное использование вместимости платформы.
При размещении штабеля с выходом за концевую балку платформы смещение отдельных хлыстов относительно шта¬беля не допускается. Укладка в шта¬бель хлыстов с необрубленными сучья¬ми или хлыстов, имеющих значитель¬ную кривизну (при длине хлыста 24 м стрела прогиба более 1 м, при длине 10 м — более 0,5 м), не допускается.
7.4 Для обеспечения механизи¬рованной выгрузки каждую пачку от¬деляют от нижележащей двумя дере¬вянными поперечными прокладками высотой 80—100 мм и шириной не ме¬нее 150 мм или тросовыми проклад¬ками диаметром 19—22 мм.
На одной платформе могут приме¬няться только тросовые или только деревянные прокладки.
Деревянные прокладки должны иметь длину, равную ширине штабеля хлыстов, и укладываться на расстоя¬ние не менее 300 мм от стоек. При этом они должны быть прижаты грузом так, чтобы исключалась возможность их выхода за пределы габарита штабеля в пути следования.
Концы тросовой прокладки должны быть прикреплены к хлыстам прово¬локой диаметром не менее 4 мм в одну нить. Концы этой увязки закручива¬ются не менее чем на три витка. Длина концов проволоки после скручивания не должна превышать 50 мм, и они должны быть повернуты в сторону хлы¬стов.
Прикрепление каждого конца тросо¬вой прокладки к хлыстам производит¬ся не менее чем двумя гвоздями диа¬метром не менее 5 мм, длиной 120— 150 мм. Гвозди вбивают на 1/3 длины в хлысты с размещением их внутри коуша (петли), вплотную к тросу, отгибая остальную часть гвоздя нару¬жу (рисунок 69).
По согласованию грузоотправителя с грузополучателем погрузка хлыстов может быть произведена без прокла¬док.
7.5 На специальных лесовозных плат¬формах, оборудованных наставками стоек, с ис¬пользованием зонального габарита по¬грузки, древесину в хлыстах размеща¬ют согласно 7.2-7.4 настоящей гла¬вы до высоты 4700 мм по всей длине штабеля (рисунок 72) с загрузкой платформы в пределах установленной ее грузоподъемности.

Рисунок 72
1 – боковая стойка; 2 – наставка стойки; 3 – стягивающая цепь; 4 – фигурное звено; 5 – запирающее устройство

После окончания погрузки-выгрузки цепи противоположных нарощенных стоек должны быть соединены между собой имеющимся на их концах спе¬циальным запирающим устройством. Замковое кольцо рычага должно быть зафиксировано отожженной проволо¬кой диаметром 3—4 мм. Выбор необходимой длины стяжки при погрузке осу¬ществляется за счет фигурного звена.
7.6 В целях обеспечения сохран¬ности платформы грузоотправители обязаны при погрузке и выгрузке не допускать ударов хлыстов по стойкам, поворотным кронштейнам и раме плат¬формы. Запрещается резкое опускание без торможения пачек хлыстов на платформу с высоты более 0,5 м.
7.7 Грузоотправители несут от¬ветственность за правильность погруз¬ки и крепления хлыстов, прокладок и техническое состояние крепежных устройств специальных платформ (сто¬ек, кронштейнов цепей и гребенок), а грузополучатели — за очистку, техни¬ческое состояние платформ после их выгрузки, а также за правильную фик¬сацию поворотных кронштейнов и це¬пей в соответствии с требованиями 7.1 и 7.6 настоящей главы. Использование под по¬грузку, а также предъявление к пере¬возке порожних платформ с неисправ¬ными крепежными устройствами не допускается.
7.8 Погрузка (разгрузка) хлыстов на указанный подвижной состав осу¬ществляется на подъездных путях грузоотправителя (грузополучателя) и его средствами.