Технические условия размещения и крепления грузов  

Раздел 4 Средства крепления грузов в вагонах

Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).
Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использо-ванию.
При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стан-дартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.
4.1 Растяжка – средство крепления, закрепляемое одним концом за увязочное устройство на грузе, другим - за специально предназначенное для этого увязочное устрой-ство на кузове вагона. Обвязка – средство крепления, охватывающее груз и закрепляемое обоими концами за увязочные устройства на кузове вагона. Стяжка – средство крепле-ния, предназначенное для соединения между собой и натяжения других средств крепления (как правило, растяжек, обвязок, стоек). Увязка – средство крепления, предназначенное для объединения отдельных единиц груза в одно грузовое место.
4.2 Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок используют следующие материалы:
– стальная проволока по ГОСТ 3282 в термообработанном (отжиг) состоянии круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сечения (ГОСТ 2591);
– прокат или полоса стали (ГОСТ 103);
– стальные цепи, тросы.
4.3 Использование для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок иных мате-риалов допускается по согласованию с МПС России при условии подтверждения их на-дежности в порядке, предусмотренном для разработки ТУ и МТУ (раздел 7 настоящей главы).
Диаметр сечения круглого проката должен быть не менее 5 мм; площадь попереч-ного сечения некруглого проката должна быть не менее 20 мм2. На поверхности проката не должно быть механических повреждений, трещин, перекруток, расслоений, задиров.
4.4 Для крепления растяжек и обвязок в вагонах используются:
- на платформах (рисунок 5): боковые и торцовые стоечные скобы; опорные кронштейны на концевой балке; напольные увязочные устройства (при наличии); боковые скобы на платформах для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники;


Рисунок 5 – Увязочные устройства универсальной платформы

в полувагонах (рисунок 6): нижние увязочные устройства (косынки), средние увязочные устройства, находящиеся на стойках боковых стен на высоте 1100-1200 мм от пола; верхние увязочные устройства в виде скоб внутри и снаружи верхней обвязки кузо-ва

4.4.1 Не допускается крепление растяжек и обвязок к другим деталям кузова ваго-на, в том числе к скобам, предназначенных для крепления стоек внутри кузова вагона, к увязочным кольцам, расположенным на верхней обвязке полувагона, а также кольцам на наружной поверхности секций бортов платформ.
4.4.2 Допускается использовать составные (из нескольких составных частей) про-волочные, полосовые или комбинированные растяжки и обвязки. Прочность соединитель-ных элементов таких растяжек и обвязок должна быть не ниже прочности составных час-тей растяжки, обвязки.
4.4.3 Допускается концы растяжек выполненных из цельного стального стержня и полосы, крепить к грузу при помощи сварки или болтовых соединений. Надежность таких соединений обеспечивается грузоотправителем.
4.4.4 Обвязки на платформах закрепляют за две противоположные стоечные скобы.
4.5 Растяжки, обвязки формируют на вагоне следующими способами.
4.5.1 Способ 1. Растяжка, обвязка выполняется из одной непрерывной нити прово-локи. Один конец проволоки (рисунок 7) обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза) и закручивают не менее двух раз вокруг нити. Другой конец проволоки пропускают через увязочные устройства последовательно на грузе и вагоне, формируя растяжку, обвязку с необходимым числом нитей. Конец проволоки заделывают на увя-зочном устройстве вагона (или груза) порядком, указанным выше, обводя его вокруг по-ловинного количества нитей растяжки, обвязки. Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Направление обвода концов нитей при заделке должно быть таким, чтобы при последующем скручивании растяжки их заделка не ослаблялась. Нити растяжки, обвязки скручивают ломиком или другим приспособлением до натяже-ния.

Рисунок 7 – Установка растяжек по способу 1

4.5.2 Способ 2 Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити про-волоки. Нить пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают на нем, образовывая прядь из двух равных по длине нитей (рисунок 8). Далее прядь заводят в увя-зочные устройства последовательно груза и вагона, формируя растяжку, обвязку с необ-ходимым числом нитей. Конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устройства ва-гона (груза), затем концы проволоки – по отдельности вокруг половинного количества ни-тей растяжки, обвязки. Требования к заделке концов и скручиванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1.


Рисунок 8 – Установка растяжек, обвязок по способу 2

4.5.3 Способ 3 Растяжку, обвязку формируют из пряди, состоящей из двух непре-рывных нитей проволоки (рисунок 9). Прядь пропускают через увязочное устройство ва-гона (груза) и перегибают, оставляя концы для заделки длиной не менее 500 мм, один из которых закручивают не менее двух раз вокруг пряди. После формирования растяжки, каждый конец пряди по отдельности закручивают аналогичным порядком вокруг разных прядей.

Рисунок 9 – Установка растяжек, обвязок по способу 3

4.5.4 Установка проволочных растяжек, обвязок, способами, отличными от опи-санных в 4.5.1 – 4.5.3, допускается по согласованию с МПС России при условии подтвер-ждения их надежности в порядке, предусмотренном для разработки МТУ.
4.6 Скручивание растяжки, стяжки, обвязки между грузом и увязочным устройст-вом вагона должно быть равномерным по всей длине.
Допускается при длине растяжки, стяжки, ветвей обвязки более 1,5 м скручивать ее в двух местах, не допуская раскручивания скрученного ранее участка.
Обвязки необходимо скручивать не менее чем в двух местах - на противоположных ветвях.
В растяжках, обвязках, имеющих перегибы ветвей на грузе, необходимо дополни-тельно скручивать участки между перегибами длиной более 300 мм (рисунок 10).

При скручивании приспособление для скручивания должно устанавливаться в се-редине скручиваемого участка (между увязочными устройством вагона и груза, между увязочным устройством вагона и перегибом на грузе, местами перегиба на грузе).
4.7 При расчете растяжек, обвязок, стяжек, увязок число нитей проволоки и, соот-ветственно, рабочее сечение и несущая способность определяются без учета концов за-делки (рисунок 11).Число нитей в этих средствах крепления должно быть четным.

Рисунок 11 – Определение количества нитей проволоки в растяжках, обвязках, стяжках

4.8 Не допускается формировать на вагоне растяжки, обвязки, увязки, стяжки чис-лом нитей более 8 при диаметре проволоки ≥6 мм.
4.9 Не допускается касание между собой растяжек, обвязок при закреплении груза, имеющего возможность упругих колебаний относительно вагона, например, обрессорен-ного.
4.10 Растяжки, обвязки, выполненные из прутка или из полосовой стали с натяж-ными устройствами, не должны касаться закрытого борта платформы. Если при закрытом борте этого избежать невозможно, борт должен быть опущен.
4.11 Не допускается опирание растяжек, обвязок из проволоки на борт платформы, если угол между растяжкой и вертикальной плоскостью в точке касания с бортом плат-формы составляет более 15° (рисунок 12). При невозможности выполнить это условие, растяжки и обвязки пропускают под боковыми бортами (рисунок 12 б), или борта плат-формы должны быть опущены (рисунок 12 в).

Рисунок 12 – Допускаемые положения проволочных растяжек, обвязок относительно бортов платформы

4.12 Растяжки следует располагать таким образом, чтобы угол между растяжкой и полом, и угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона со-ставляли не более 45о (рисунок 13).


В случаях, когда из-за конструктивных особенностей груза либо условий его раз-мещения такая установка растяжек невозможна, допускается увеличение углов наклона растяжек с одновременным увеличением числа нитей проволоки в растяжках в соответст-вии с таблицей 6.

Таблица 6 – Увеличение числа нитей в растяжках из проволоки диаметром 6 мм и 7 мм при увеличении угла наклона растяжек.

Примечания. 1 Дробные значения угла округляются до ближайшего большего целого зна-чения.
2 В числителе - число нитей проволоки диаметром 6 мм, в знаменателе - диаметром 7 мм.
4.13 Допускается применение проволочных средств крепления с заменой преду-смотренного диаметра проволоки другим при условии обеспечения равнопрочности эле-мента крепления. В таких случаях параметры средства крепления должны определяться в соответствии с таблицами 6 и 21 с учетом требований п. 4.7 и 4.8 настоящей главы.
4.14 Стяжку (рисунок 14) формируют из непрерывной нити проволоки. Прочность стяжки должна быть не менее прочности соединяемых составных частей элемента креп-ления.

Рисунок 14 – Способ заделки концов проволоки в стяжке.

4.15 Увязку формируют из непрерывной нити проволоки. Количество нитей про-волоки в увязке определяют расчетным или экспериментальным путем. Скручивание ни-тей проволоки в увязке производят не менее чем в двух местах до натяжения, не допуская раскручивания скрученного ранее участка. Способ заделки концов проволоки в увязках аналогичен способу заделки концов проволоки в стяжках.
4.16 Подкладки и прокладки изготавливаются из пиломатериалов не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Применение березы, осины, липы и оль-хи допускается только для изготовления подкладок и прокладок, работающих только на сжатие, к которым не крепятся упорные, распорные бруски и другие элементы крепления. Не допускается применение этих пород древесины, а также сухостойной древесины всех пород для изготовления упорных и распорных брусков.
Допускается изготовление подкладок и прокладок из металла различных профилей, железобетона и других материалов, если это не приводит к повреждению груза.
Подкладки и прокладки применяют для увеличения площади опирания груза на пол вагона, предохранения штабеля груза от развала, обеспечения возможности механи-зированной погрузки и выгрузки грузов, предохранения опорной поверхности груза и (или) вагона от повреждения, а также для крепления распорных и упорных брусков. В случаях, когда указанные условия обеспечиваются без применения прокладок, их уста-новка не обязательна.
Высота подкладок, прокладок должна быть не менее 25 мм. Ширина подкладок, прокладок должна быть не менее 80 мм (если иное не оговорено конкретными техниче-скими условиями размещения и крепления груза), при этом отношение ширины к высоте должно быть не менее 1,5. Длина подкладок, укладываемых поперек вагона, должна быть равна ширине кузова, а прокладок – не менее ширины груза. Поперечные прокладки, при-меняемые для разделения штабелей груза, укладывают одна над другой на расстоянии не менее 500 мм от концов груза и не менее 300 мм от боковых стоек.
Допускается подкладки и прокладки изготавливать составными по высоте, ширине из двух частей, по длине – из нескольких частей (рисунок 15). Стыкование подкладок по длине допускается только на хребтовой балке (для поперечных подкладок) либо на попе-речных балках (для продольных подкладок). Толщина составных частей подкладок, про-кладок в месте соединения должна быть не менее 35 мм. Размеры общего поперечного се-чения составных подкладок, прокладок должны удовлетворять требованиям для монолит-ных подкладок и прокладок.
Высота составных частей подкладок и прокладок, составных по ширине и по длине, должна быть одинаковой по всей длине.

Рисунок 15 – Способы изготовления составных подкладок, прокладок

В случаях, когда способ размещения и крепления груза предусматривает крепление подкладок к полу вагона, крепление частей подкладок должно производиться в следую-щем порядке.
Подкладки, составные по высоте. Нижнюю часть подкладки прибивают к полу не-обходимым количеством гвоздей, аналогичным образом прибивают верхнюю часть к нижней. Допускается части подкладки прибивать к полу необходимым количеством гвоз-дей, проходящих через обе части подкладки.
Подкладки, составные по ширине и составные по длине. Составные части соеди-няют между собой гвоздями, болтами, скобами в количестве, обеспечивающем их непод-вижность друг относительно друга при укладке на вагоне. Каждую часть подкладки при-бивают к полу гвоздями, количество которых должно составлять не менее 75 % количест-ва, необходимого для крепления подкладки.
4.17 Стойки деревянные окоренные и неокоренные, применяемые для бокового и торцового ограждений штабельных грузов, изготавливают из круглых лесоматериалов ли-бо из пиломатериалов с прямыми волокнами в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Толщина стоек из круглого лесоматериала должен быть 120 – 140 мм в нижнем отрубе и не менее 90 мм в верхнем. Сечение стоек из пиломатериалов должно быть не менее 90х120 мм.
Толщина стоек, устанавливаемых в полувагон, должна быть не менее 100 мм на уровне верхнего обвязочного пояса полувагона. Боковые стойки должны устанавливаться следующими способами:
Способ 1 Стойку устанавливают на пол полувагона, пропуская ее через лесную скобу, и крепят к нижнему увязочному устройству увязкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в две нити (рисунок 16 а).

Рисунок 16 – Установка боковых стоек в полувагоне

Способ 2 Стойку устанавливают на пол полувагона вплотную к лесной скобе и нижнему увязочному устройству и крепят к ним увязками из проволоки диаметром не ме-нее 5 мм в две нити (рисунок 16 б).
Способ 3 В полувагонах, оборудованных лесными скобами, развернутыми под уг-лом 300, стойку в наклонном положении вставляют в лесную скобу и устанавливают вер-тикально; нижний конец стойки устанавливают вплотную к нижнему увязочному устрой-ству и крепят к нему увязкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в две нити (рисунок 15 в).
Высота боковых стоек над уровнем верхнего обвязочного бруса полувагона долж-на быть не более:
а) при погрузке в пределах основного габарита погрузки:
 900 мм – при высоте бортов 1880 мм;
 700 мм – при высоте бортов 2060 мм;
б) при погрузке в пределах зонального габарита погрузки:
 1466 мм – при высоте бортов 1880 мм;
 1266 мм – при высоте бортов 2060 мм.
На железнодорожных платформах стойки устанавливают в предназначенные для этого боковые и торцовые стоечные скобы. Стойки из круглых лесоматериалов устанав-ливают комлем вниз. Нижний конец стойки должен быть затесан по внутренним размерам скобы. Стойка должна выступать за нижнюю кромку скобы на 100-200 мм. Зазор между стойкой и скобой допускается только со стороны боковой балки платформы не более 15 мм на уровне нижней кромки скобы. В этом случае стойка должна быть дополнительно закреплена клином (рисунок 17). Клин должен быть плотно забит снизу и закреплен к стойке двумя гвоздями длиной 80 – 90 мм.

Рисунок 17 – Крепление стойки в стоечной скобе платформы

Короткие стойки устанавливают для увеличения несущей способности бортов платформы. Высота коротких стоек от уровня пола платформы должна быть больше вы-соты подкрепляемого борта не менее чем на 100 мм. Высокие стойки применяют для ог-раждения груза, имеющего высоту погрузки, значительно превышающую высоту бортов платформы.
Для увеличения несущей способности крепления противоположные стойки соеди-няют стяжками в верхней, а при необходимости – в верхней и средней по высоте частях (рисунок 18).

Рисунок 18 – Скрепление стоек на платформе

Скрепление коротких стоек и верхнее скрепление высоких стоек должно быть вы-полнено таким образом, чтобы расстояние от стяжки до поверхности груза составляло 50 - - 100 мм, расстояние от стяжки до верхнего обреза стоек – не менее 100 мм. Среднее кре-пление высоких стоек должно быть выполнено так, чтобы стяжка не касалась груза.
4.18 Упорные и распорные бруски, распорные рамы применяют для закрепления грузов от поступательных перемещений вдоль и поперек вагона, а также для передачи инерционных усилий от груза на элементы кузова вагона (боковые и торцовые борта платформ, торцовый порожек, угловые стойки, нижние обвязки кузова полувагона).
Бруски должны быть изготовлены из пиломатериалов хвойных пород не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486. Допускается использование в качестве упор-ных и распорных брусков и рам изделий из других материалов, прочность которых под-тверждена соответствующими нормативными документами (ГОСТ, ТУ). Параметры дере-вянных брусков и рам принимаются в соответствии с нормативами настоящей главы; па-раметры брусков и рам из других материалов должны определяться расчетным путем с последующей экспериментальной проверкой.
Деревянные элементы распорных рам соединяют гвоздями, строительными скоба-ми, накладками, другими крепежными изделиями.
Высота упорных и распорных брусков должна быть не менее 50 мм. Типовые схе-мы установки упорных и распорных брусков показаны на рисунке 19.

Рисунок 19 – Типовые схемы установки распорных и упорных брусков
1 – распорный брусок; 2 – упорный брусок

4.19 Для крепления деревянных подкладок, упорных, распорных брусков и рам к деревянному настилу полу вагона, к закрепляемому грузу, а также для соединения между собой деревянных элементов крепления применяют гвозди по ГОСТ 283, размеры кото-рых приведены в таблице 7.

Таблица 7 – Допускаемые размеры применяемых гвоздей

Допускается замена гвоздей одного диаметра соответствующим количеством гвоздей другого диаметра (таблица 8) при условии соблюдения требований к их длине.

Таблица 8 – Взаимозаменяемость гвоздей различных диаметров

Схемы размещения гвоздей при креплении деревянных элементов крепления к по-лу вагона приведены на рисунке 20.

Минимально допускаемые расстояния между гвоздями, а также между гвоздями и кромками элементов в зависимости от толщины элементов приведены в таблице 9


Таблица 9

Общее количество гвоздей для крепления средств крепления (либо их частей) к по-лу вагона определяется в соответствии с разделом 10 настоящей главы.
При закреплении средств крепления (либо их частей) к полу вагона гвозди должны быть забиты перпендикулярно полу вагона. Изгиб стержня гвоздя не допускается. Длина гвоздей должна быть на 50 -60 мм больше высоты деталей крепления.
Не допускается образование трещин в элементах крепления при прибивании их гвоздями. В необходимых случаях перед забивкой гвоздей под них должны быть просвер-лены отверстия.
Гвозди, забитые в щели между досками пола платформы, не учитываются в общем количестве используемых для крепления гвоздей.
4.20 Допускается использование металлических скоб и костылей для крепления груза к деревянным элементам крепления и соединения этих элементов между собой, если это не приводит к образованию в них трещин.
4.21 Усилия затяжки болтов, шпилек, винтов, используемых для крепления грузов, должны рассчитываться с учетом возможности одновременного приложения растягиваю-щих и изгибающих нагрузок.
Для предотвращения ослабления резьбовых соединений должны применяться сто-порные шайбы, контргайки, шплинты, сварка или расклепка резьбы.
4.22 Допускается для соединения деталей крепления между собой и с грузом при-менять электросварку. Надежность сварных соединений обеспечивается грузоотправите-лем. При выполнении сварочных работ должны быть обеспечены меры безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями. Средство крепления (груз), на котором выполняется сварка, должно быть заземлено отдельным проводом, при этом не допускается использовать элементы конструкции вагона в качестве заземляющего устройства.