Технические условия размещения и крепления грузов  

Раздел 5.
Подготовка грузов к перевозке, требования к погрузке и выгрузке

5.1 Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены:
– прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств креп-ления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его креп-ления;
– надежное закрепление груза внутри упаковки;
– подготовка автотракторной техники и сельскохозяйственных машин к перевозке в порядке, установленном соответствующими правилами перевозок железнодорожным транспортом;
– перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона, поверхность груза после погрузки на открытый под-вижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.
5.2 В целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузопо-лучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235, в том числе:
– навалочные грузы, разгрузка которых предусматривается через разгрузочные люки полувагона, должны иметь размер отдельных кусков в любом измерении не более 400 мм;
– перед погрузкой или выгрузкой путем бокового заезда или съезда груза борта платформы должны быть опущены, а после окончания погрузки или выгрузки – подняты и закреплены клиновыми запорами;
– при погрузке и выгрузке автомобилей, тракторов и других колесных и тяжело-весных грузов должны применяться переходные мостики и другие приспособления, пре-дохраняющие от повреждения борта платформ;
– при погрузке или выгрузке груза накатом с использованием слег они должны опираться на пол платформы или верхнюю обвязку кузова полувагона;
5.3 При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается:
– открывать и закрывать разгрузочные люки полувагонов с использованием трак-торов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не согласованной федеральным ор-ганом исполнительной власти на железнодорожном транспорте для выполнения данных операций;
– выполнять на полу платформ разворот самоходом технических средств на гусе-ничном ходу без предварительной защиты пола от повреждения;
– опускать грейферы с ударом о пол вагонов;
– производить погрузку металлопродукции кранами, оборудованными магнитны-ми шайбами, путем сбрасывания груза;
– производить выгрузку грузов из вагонов грейферами, имеющими зубья;
– использовать боковые борта платформ для погрузки и выгрузки грузов;
– задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов;
– при выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхнюю обвязку полувагона;
– производить выгрузку смерзшихся грузов путем проталкивания их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления гру-за металлические болванки, взрывные устройства, а также применять для оттаивания груза открытое пламя при возможности касания деталей вагона;
– производить погрузку грузов, имеющих температуру выше +1000С;
– производить погрузку и выгрузку сыпучих грузов гидравлическим способом;
– производить погрузку железобетонных плит ранее технологического срока вы-держки их после изготовления;
– размещать железобетонные плиты, конструкции и другие подобные грузы в на-клонном положении с опорой на боковые стены кузова полувагона либо борта платформы кроме случаев, предусмотренных настоящими ТУ;
– производить крепление грузов к металлическим частям вагона с помощью свар-ки и сверления;
– демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полуваго-нов;
– производить выгрузку с платформ навалочных грузов машинами на гусеничном ходу с заездом на настил ее пола, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить тяжело-весный груз по полу платформы.
5.4 При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг об-щая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения – не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков от 100 до 500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 7 т, высота паде-ния – не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а так-же штучные грузы (слитки, болванки, балки) и контейнеры следует грузить без сбрасыва-ния.
5.5 После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты элементы крепления грузов, за исключением несъем-ных. В случаях необходимости должна быть снята проволока с рукояток расцепных рыча-гов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцовых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и крышки люков полувагонов - за-крыты. Многооборотные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турни-кеты, должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с требованиями, предъявляе-мыми к подготовке грузов к перевозке.