Технические условия размещения и крепления грузов  

Глава 11.Размещение и крепление грузов в крытых вагонах

1 Общие положения
В настоящей главе определяются способы размещения и крепления грузов в крытых вагонах (далее-вагоны) (рисунки 1 и 2).

Рисунок 1 - Кузов вагона

Рисунок 2 - Расположение деталей несъемного оборудования внутри кузова вагона:
а – вагон с обычным дверным проемом,
б – вагон с уширенным дверным проемом


1.1 В целях лучшего использования грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращения времени простоя вагонов необходима соответствующая подготовка грузов к перевоз-ке (например, пакетирование грузов на плоских, в ящичных и стоечных поддонах, формирование укрупненных грузовых единиц с помощью стяжек, обвязок, в том чис-ле с использованием полиэтиленовой термоусадочной пленки), использование под-кладок и прокладок.
При этом габаритные размеры укрупненных грузовых единиц должны быть, по возможности, кратными размерам кузова вагона.
1.2 Погрузка грузов в вагоны должна производиться в стандартной таре и упаковке.
В случае использования тары и упаковки, стандарты на которые не уста-новлены, а также при отгрузке сельскохозяйственных продуктов в нестандартной та-ре, в транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) в графе «Наиме-нование груза» грузоотправитель делает дополнительную запись: <Тара нестандарт-ная. Сохранность груза обеспечивается>.
1.3 Cовместная погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы, а также опасных грузов, жидкостей, сы-рья животного происхождения и других грузов, не допущенных правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов к совместной перевозке с другими грузами, - не допускается.
1.4 Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине ваго-на. Продольное и поперечное смещения общего центра массы груза не должно пре-вышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава главой 1 настоящих ТУ.
1.5 При совместном размещении в вагоне грузов разной массы, в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упаковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы, грузы в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и другой облегченной упаковке - наверху.
Грузы массой более 500 кг, длина которых превышает ширину дверного про-ема вагона, могут перевозиться в вагонах при условии, что их погрузка и выгрузка из вагонов (в том числе с уширенными дверными проемами) может быть выполнена механизированным способом.
1.6 . При размещении штучных грузов массой 500 кг и более удельная расчетная нагрузка на пол вагона не должна превышать 1,35 Н/см2 (О,138 кг/см2)
Допускаемая нагрузка на скобу несъемного оборудования крытого вагона 30 кН (326 кг)( рисунок 2, узел I). При этом угол между растяжкой, закрепленной на скобе, и боковой стенкой вагона не должен превышать 30 град.
1.7 Колеса погрузчика (разгрузчика), используемого для выполнения по-грузочно-разгрузочных работ в вагоне, должны иметь резиновые шины. Расстояние между передними колесами должно быть не менее 750 мм.
Для проезда погрузчика с грузом по деревянному настилу пола вагона под колеса погрузчика следует укладывать листы железа толщиной 4 -5 мм, которые убирают по мере загрузки вагона.
1.8 В целях обеспечения сохранности груза и железнодорожного подвижно-го состава, грузы в вагонах необходимо размещать, руководствуясь положениями ГОСТ 22235-76 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм.».
1.9 Забивать в стены, дверные коробки крытого вагона и балки несъемного оборудования гвозди, воспринимающие нагрузку от элементов крепления груза в ваго-не, не допускается.
Разрешается гвоздевое крепление к дверным коробкам досок ограждения дверного проема.
Для предотвращения повреждения груза выступающими элементами ва-гона (например, частей несъемного оборудования кузова крытого вагона, головками болтов, накладками) в процессе перевозки грузоотправитель должен принять меры по ограждению их посредством застилки пола крытого вагона бумагой в 2 - 4 слоя и сте-нок вагона мешковиной или бумагой, а также оборачивания мешковиной или бумагой или обивкой выступающих частей груза. Фиксирование обивки в требуемом положе-нии осуществляют рейками толщиной 5 -10 мм, закрепляемыми на стенках вагона гвоздями.
1.10 Торцовые стены вагона должны ограждаться деревянными щитами на вы-соту размещения груза при погрузке следующих грузов:
- металл в слитках и другие грузы, имеющие небольшой коэффициент тре-ния скольжения или выступы, наносящие повреждения стенкам вагона;
- фанера, листовой металл, шифер, гипсо-картонные плиты, ДВП, ДСП и другие подобные грузы;
- сортовой металл и металлические трубы;
- бочки, барабаны, катушки и другие цилиндрические грузы.
Щит ограждения (рисунок 3) изготавливают из досок длиной, равной ши-рине вагона.

Рисунок 3.
Деревянный щит ограждения

Промежутки между досками щита должны быть меньше высоты отдельных грузовых мест. Толщина досок должна быть не менее 40 мм. Щит собирают на четы-рех стойках. В каждое соединение забивают два-три гвоздя размерами не менее 4 х 80 мм. Допускается взамен досок использовать горбыль или другие равнопрочные ма-териалы.
Щит ограждения устанавливают на всю ширину вагона стойками к торцо-вой стенке вагона.
Допускается при погрузке фанеры, гипсо-картонных плит, ДВП, ДСП и других листовых грузов, вместо щитов ограждать торцовые стены вагона на высоту погрузки этими же грузами, установленными вертикально.
Допускается в качестве ограждения торцовых стен вагона использовать связ-ки и пачки из различных грузов: листового и сортового металла, труб, метизов, лесо-материалов, цилиндрических и других грузов достаточной прочности, уложенных длинной стороной поперек вагона.
1.11 При перевозке тарных штучных грузов в вагонах с сопровождением или охраной и с отоплением вагона, расстояние между грузом и печью должно быть не менее 70 см, а между верхом штабеля и потолком вагона - не менее 50 см (рисунок 4).

Рисунок 4 – Размещение тарных штучных грузов в вагоне с сопрово-ждением проводниками
1 –увязка из проволоки; 2 – распорка; 3 – стойка; 4 – упорная доска; 5 – печь; 6 – печные трубы

1.12 При размещении грузов в междверном пространстве вагона должно обеспечиваться свободное открывание дверей вагона для выгрузки грузов с обеих сторон. Для вагонов с уширенными дверными проемами достаточно, чтобы свободно открывалась одна половина каждой двери.
При многоярусной погрузке двери крытого вагона должны ограждаться от воз-можного навала на них груза. Ограждение производят досками сечением не менее 40 х 150 мм. Доски устанавливают на уровне середины верхнего яруса груза или на не-скольких уровнях в зависимости от устойчивости штабеля груза (рисунок 5). Концы досок прибивают к дверным коробкам двумя гвоздями размерами не менее 5 х 120 мм.

Рисунок 5 – Установка досок ограждения дверного проема вагона:
а – для штабеля груза устойчивого от опрокидывания,
б – для штабеля груза неустойчивого от опрокидывания,
в – для штабеля груза, склонного к выпучиванию


1.13 При наличии свободной зоны в междверном пространстве вагона грузы должны закрепляться от сдвига и завала в эту зону. Крепление должно производиться по ярусам или по всей высоте погрузки одновременно щитами и распорными конст-рукциями из брусков или круглого леса (рисунок 6).


Рисунок 6 – Установка распорной конструкции в междверном
пространстве вагона
1 – стойка, 2 – упорная доска, 3 - распорка

Размеры брусков и щитов, количество скоб и гвоздей для их фиксации и пара-метры обвязок определяют, исходя из общих требований главы 1настоящих ТУ.
1.14 Зазоры между единицами груза, а также между грузом и стенками вагона, которые могут привести к смещениям груза в процессе перевозки, должны запол-няться малоценными материалами (например, горбыль, обрезки древесины, картона, пенопласта, покрышки).
1.15 Нагрузки на тару (например, ящик, короб, бочку) при штабелированном размещении грузов в вагоне, определяют по следующим формулам:
- вертикальная нагрузка, кг,
(1)
- продольная горизонтальная нагрузка, кг,
(2)
- поперечная горизонтальная нагрузка, кг,
(3)
где - число грузовых мест, располагаемых в вагоне соответствен-но по высоте в одном вертикальном ряду; между торцовой частью вагона и междвер-ным пространством в одном продольном ряду; по ширине вагона в одном поперечном ряду;
- масса брутто одного грузового места, кг;
- постоянные коэффициенты, учитывающие соответственно вертикальные, продольные и поперечные динамические нагрузки. Их значения соот-ветственно равны 1,5; 2...3 и 0,5.
1.16 В зависимости от свойств перевозимого груза в целях его сохранности и сохранности окружающей среды необходимо заделывать конструктивные зазоры внутри кузова вагона от просыпания и подмочки груза.
1.17 При размещении и креплении скоропортящихся грузов в ящичной таре, в бочках, сформированных в транспортные пакеты следует дополнительно руково-дствоваться правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
1.18 При проверке новых способов размещения и крепления грузов в ваго-нах должны быть использованы положения Методики проведения эксперименталь-ной проверки разработанных технических условий, приведенной в главе 1 настоя-щих ТУ.
1.19 В целях контроля за сохранностью перевозимого груза и обеспечения безопасности перевозки по требованию перевозчика погрузка грузов в вагон может производиться по эскизам, оформление и порядок использования которых установлен главой 1 настоящих ТУ.